рассказать друзьям

середу, 12 листопада 2014 р.

Какая разница между детьми лучше

Убеждена, идеальной разницы между детьми не существует. Каждый ребенок особенный. Не только характером, но и развитием. Любой вариант разницы между вашими детьми имеет свои достоинства и недостатки, и одна и та же разница в разных семьях между детьми, ввиду личностных особенностей всех, будет совсем разной со стороны. В одних семьях дети-погодки, вместе хорошо играют и вообще ладят. В других -  из-за маленькой разницы в возрасте дети борются за внимание родителей и тяжело ладят между собой и т.д.. Мне кажется, большую роль ещё играет и любовь к детям. Если она есть, то и дети между собой должны дружить. Беспорядок, притирки, недопонимание, драки, ссоры могут быть с любой разницей, но их можно победить любовью и заботой друг о друге и пройти как определенный временной этап.
Жизнь непредсказуема: у кого-то дети по плану, у кого-то нет. Если у вас есть возможность взвесить все за и против относительно времени появления следующего ребенка на свет, вам очень повезло. Если у вас есть этот выбор, дождитесь момента, когда почувствуете, что  справляетесь с уже имеющимися заботами, прежде чем планировать новые. Очень важно быть уверенным в своих силах. Это хорошо когда кто-то есть на подстраховке, но так же важно нужно соизмерить свои возможности и силы.
Я могу поделиться опытом со следующей разницей.
1. Разница 4года 8 месяцев (между 1 и 2 ребенком)
Моя старшая дочь еще с 2,5 лет начала просить братика или сестричку, потому мне не пришлось особо подготавливать ее к появлению нового члена семьи. В то же время, периодически во время беременности, я объясняла ей новые правила и ограничения в виде соблюдения тишины, взаимопомощи, ответственности, более тщательного соблюдения режима дня. И я вам скажу, когда я вернулась с роддома, в моей, почти 5-летней дочери, я видела намного взрослее девочку, свою помощницу (иногда больше, чем в муже). 
Некоторые заботы сами собой отпали, в связи с тем, что старшая дочь была способна сама себя обслуживать, мне не нужно было ее кормить, одевать, следить, чтобы не сделала "шкоды". Более того, она помогала мне с младшенькой: приносила одежки, подавала подгузник, выкидывала его в мусор и даже иногда могла посидеть с малышкой немного, пока я была занята или хотела вздремнуть от усталости или нехватки сил. 
Старшая дочь часто спрашивала меня, что хочет сестричка, когда кричит или просто улыбается. И я придумала отвечать за младшенькую. Сказала старшей, что мама читает мысли ребенка, который не умеет разговаривать и может объяснить его. Благодаря этому я старалась сеять им любовь и уважение друг к другу.
Благодаря такой разнице в возрасте я успела и физически, и морально отдохнуть, вернуть прежнюю фигуру и стать даже стройнее, чем до первой беременности. Для меня это было важным моментом, перед тем как снова решиться забеременеть. 
В общем, я с большим удовольствием и радостью, даже большими, чем за старшей (наверно, "созрела"), погрузилась в заботы о младшей дочери. Я наслаждалась каждым моментом общения, у меня была возможность посвящать больше времени новорожденной дочери, пока старшая находилась в детском саду. В тоже время, когда старшая заболела и перестала в связи с этим ходить в садик (через 1,5 месяца после рождения младшей), я столкнулась с детской ревностью. Она нарастала и утихала, иногда старшая дочь замыкалась и не подпускала к себе (не хотела вести диалог), плакала и обижалась. Мы даже пошли по этому поводу к психологу. Совет был дождаться момента, когда младший ребенок начнет ползать. Именно тогда старший ребенок перестает видеть младенца и начинает видеть "себе подобного". Так и произошло. Именно тогда они начали сближаться. С первыми шагами младшей они сблизились ещё более, таким образом любые умения младшей вызывали восторг у старшей и сближали их. Между тем, полностью ревность не исчезла, периодически она проявлялась в виде обид и акций протеста старшей дочери.
Со временем младшая, как губка, впитывала действия старшей, пытаясь повторить увиденное. Полноценная общая игра между ними состоялась, когда младшей было 2,9. В то же время, наблюдать не мешая старшей, младшая начала, когда ей было 2,6. 
В связи с тем, что у младшей была задержка развития речи, иногда возникало недопонимание даже во время совместной игры. Старшей хотелось вести диалог, который младшая не могла продолжить. Но в целом душа радовалась их общению.
При такой, да, в принципе, при любой разнице между детьми, важно продолжать любить, баловать и хвалить своего первого ребенка, как маленького, потому что ему обидно смотреть на то, что новорожденная кроха вызывает больше всеобщего восхищения и восторга.

2. Разница 1 год 7 месяцев (между 2 и 3 ребенком)
Первый год с такой разницей был довольно тяжелым для меня и психологически, и физически. Хотя я максимально подвела до самостоятельности среднюю дочь (сама ела, засыпала, иногда играла), ей были необходимы от меня внимание и забота, я должна была следить, не натворила ли она "шкоды", а еще им порой одновременно хотелось на "мамины ручки". Была проблема в организации режима дня, прогулок, сложно было в холодное время года выработать алгоритм сборов на прогулку. Но нам помогли в этом плане бабушка с дедушкой, спасибо им огромное! Была проблема с транспортом, средняя хотела тоже ездить.  Кроме того, нужно быть готовым к тому, что путешествия, крепкий ночной сон, походы в гости (кино, ресторан)  могут стать непозволительной роскошью.
Если подумать о положительных моментах, младший ребенок, наблюдая за ненамного старшим братиком или сестричкой, развивается быстрее, пытаясь догнать в умениях старшего, особенно, когда дети однополые. Поэтому согласна с мнением, что дети с такой разницей растут и развиваются практически одновременно (особенно спустя 3-4 года), небольшая разница в возрасте практически не ощущается: у малышей появляются общие друзья, общий круг интересов, увлечений. Одно могу сказать: им комфортно играть вместе, они гармонично уживаются в одной комнате.
 Мнение о том, что дети с маленькой разницей болеют одновременно, считаю ошибочным. Даже, если и болеют, переносят по разному или вообще разными болезнями. Очень помогает разделить их во время болезни по разным комнатам.
Таким образом,  уход за детьми с небольшой разницей на первом этапе требует очень больших физических и психологических ресурсов от родителей,  особенно мамы, иногда дети требуют внимания одновременно и категорично: обоих нужно купать, кормить, иногда укачивать. Мы с мужем старались распределять обязанности, которые нужно было делать одновременно (он отвечал за старшую, я за младшую). Если у вас есть бабушки и дедушки, готовые помочь с этими заботами, вам повезло и  это сгладит трудности.
 Так же плюсом маленькой разницы есть "поход из декрета в декрет". В этом плане большие преимущества, особенно для женщин, нацеленных на построение карьеры, да и вообще, не желающих сидеть дома в декретах. Положительным моментом есть еще то, что  мама детей с небольшой разницей отлично помнит каждый этап развития ребенка, что значительно упрощает уход за вторым ребенком.
Есть мнение,  что из-за маленькой разницы в возрасте старший ребенок не будет помнить себя как единственного ребенка в семье, не будет эгоистичным. Я согласна, но младший все равно, наверно, будет эгоистом.
Дочь, которой было 1,8 на момент выписки с роддома младшей, не признавала меня 3 дня, она даже боялась меня (без живота) и не признала до тех пор, пока я не одела сарафан, который носила во время беременности. К новорожденной сестричке относилась нежно, по моей просьбе подавала чистый подгузник и выкидывала грязный. Сейчас она очень заботится о младшенькой, сообщает мне, если видит опасность для младшей сестренки, обнимает, целует.
Сложно организовывать прогулки с 2-мя малышами (а у меня ж ещё и третья, нужно тоже из виду не упускать. По-началу все было ок, пока младшая в коляске спала. Потом в слинге (эргорюкзак) носила. А дальше... обе хотят на горку, или одна на горку, вторая - на лесенку и т.д.. За обеими глаз да глаз нужен! Потому иногда гуляли только вечером, когда муж с работы приходил или бабушка с дедушкой после работы.
Я задумывалась о прогулочной коляске для двойни, но, когда вопрос был актуальным, средней дочери кататься в коляске было не интересно, она предпочитала самокат. В итоге обошлись. Если разница меньше года, возможно, без неё не обойтись.
Так как дети, даже девочки, периодически дерутся, не поделив что-то, в первые годы не способны рассчитать силу удара, ударяя по чему попало, могут создавать опасные ситуации. Когда разница у детей маленькая, трудно научить их уступать. Поэтому нужно постоянно вести беседы такого рода и быть на чеку. Я стараюсь в таких ситуациях переключить внимание одной из них на что-нибудь другое (в зависимости от ситуации) и поругать поучительным голосом виновную (обиженной приятно).
Когда младшему ребенку исполняется три года, ситуация начинает выравниваться и родителям начинает нравится небольшая разница.


3. Разница 6 лет 4 месяца (между 1 и 3 ребенком)
Если это разница между 1 и 2  ребенком, родителям, как правило ухода за новорожденным будет, как в первый раз, ведь азы ухода за младенцем к этому времени забываются, да и взгляд на многие вещи может в корне измениться.
В связи с тем, что старший ребенок идет в школу, он будет нуждается в поддержке мамы и папы в большей степени, чем, например, год назад. Будет происходить адаптация ребенка к школе и коллективу, не исключено временное состоянии стресса по некоторым вопросам. В тоже время, мама погружается в уход за новорожденным, не разрываясь между обоими детьми, пока старший в школе. Но, так как первоклассника нужно провожать в школу и встречать из школы, а это может не совпадать с режимом новорожденного, первое время могут возникнуть трудности (пока не выработать удобный обоим детям алгоритм "провожания" и "забирания"). Слава Богу, что в школе бывает продленка, она нас очень выручала. Уроки старшей оканчивались в то время, когда младшую нужно было укладывать спать. А иногда старшей приходилось возвращаться домой самой, будучи со мной на связи по мобильному (если младшая спала).
Важно было найти время на двоих детей (в моем случае на троих): позаботиться о младшем, помочь старшему с выполнением домашнего задания, не говоря о том, что ещё и поиграть с обеими по отдельности, потому как совместные игры были не реальны (особенно первые 6 месяцев).
Старшая дочь безусловно мне очень помогала с младшими, но иногда посмотреть за  младшей воспринимала, как обузу. Но вместе с тем, не смотря на разное интеллектуальное развитие, интересы, увлечения, старшая дочь тянулась к младшей, всячески развлекала её, а со временем, и совместные игры придумывала. 
 Когда старшей дочери исполнилось 7,5 лет, ей захотелось жить отдельно от сестер, чтобы была возможность побольше быть в тишине и не боятся никого разбудить.


Что ж, если сделать вывод, все перечисленные нюансы достаточно условны и во многом зависят от среды, в которой будут расти дети, от взрослых, которые будут их воспитывать и, конечно, от самих детей. Самое важное, чтобы дети были здоровы и счастливы, а для этого им необходима любовь близких людей.
Если следовать рекомендациям мам двоих деток и многодетных мам, если у вас есть возможность спланировать беременность, желательно до рождения младшего ребенка довести до максимальной самостоятельности старшего, конечно, не забывая про решение бытовых вопросов, связанных с появлением еще одного члена семьи.
Проблем ревности и конкуренции, я думаю, в любом случае не избежать, но она разрешается благодаря терпению и любви родителей.
 Предсказать какие отношения будут между детьми не то что трудно, не реально. Главное, чтобы дети друг друга любили и уважали, а это прививается их воспитывающими взрослыми. 
 Если коснуться финансовых вопросов, в частности образования, финансовое бремя образования детей будет не слишком тяжелым, если между детьми будет существовать разница более 5 лет.
Все индивидуально, некоторые мамы и папы так и не решаются на второго ребенка, в отсутствии моральной и физической готовности.  В тоже время эта готовность может прийти и через 20 лет. Идеальной разницы между детьми не бывает, но в тоже время отношение между детьми с любой разницей могут быть идеальными, если постараются взрослые!

Немає коментарів:

Дописати коментар