рассказать друзьям

суботу, 15 листопада 2014 р.

Задержка развития речи (до 3 лет)

Есть два противоположных подхода родителей по поводу задержки развития речи (ЗЗР). Одни родители начинают бить тревогу приблизительно, когда их ребенку исполняется 2 года, если он не говорит развёрнутыми фразами, сравнивая уровень развития с другими детьми или развитием речи своих старших детей. Другие родители  не переживают по этому поводу и узнают про задержку развития речи от врача, как правило перед походом в детский сад, проходя полное медицинское обследование. Я читала, что иногда специалистам приходится сталкиваться с очень запущенными случаями, когда ребенка можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе, потому что потеряно много времени.
Хочу оговорить такой момент как задержка речевого развития и задержка психоречевого развития. Это два разных диагноза. Задержка речевого развития – проблемы с речью, при этом умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме: ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит при этом мало или очень плохо. Задержка психо-речевого развития - отставание общеинтеллектуального характера, помимо развития речи. В этой статье речь будет идти лишь о  задержке речевого развития, так как в жизни мне пришлось столкнуться именно с этим диагнозом одной из моих дочерей. 
Если почитать про рамки речевого развития, которые считаются нормами развития, то они достаточно гибкие. Потому, если ваш малыш в год говорит на пару слов меньше, чем "по стандартам", вам не стоит переживать. Причем специалисты обращают внимание на то что для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
 Если вы вдруг узнаете от врача, что у вашего крохи ЗРР, не ждите, что «само всё пройдёт», учтите все рекомендации специалистов и начинайте помогать вашему ребенку. Специалисты утверждают, что ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Почему? Потому что общение с окружающими затруднено, особенно вне семьи, а это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Лечение и занятия со специалистами расписываются индивидуально для каждого ребенка. 
 Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые и послеродовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. В моём случае роды были стремительные. Добавлю, когда я родила дочку, а роды были не первые, и впервые взяла её, я заметила что какая-то она некрепкая, даже мысленно с лягушонком сравнила и ручка дна как бы напряжена была. А, когда малышке исполнился месяц на плановом обследовании неврологом при осмотре и на основании УЗД родничка был поставлен диагноз синдром ликвородинамических и двигательных нарушений в следствии ГИП ЦНС (повышен тонус мышц конечностей, расширена межполушарная щель). К 6 месяцам он был компенсирован. Помогли массажи. Помимо того, у нее была дисплазия тазобедренных суставов и задержка формирования ядер. Помогли массажи в комплексе с электрофорезом (2 курса). Только к 6 месяцам ушла дисплазия и началоссь формировние ядер  тазобедренных суставов.

Обратите внимание на то, что иногда ЗЗР бывает связана с задержкой психомоторного развития (ребенок начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить). В случае с моей дочерью, она довольно долго не могла хорошо держать головку). Специалисты так же обращают внимание, дети с ЗЗР неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы, что могу подтвердить на примере своей дочери (часто спотыкалась, падала, травмировалась). Еще одна особенность детей с ЗЗР –  длительное приучение к горшку. В одной из своих статей я рассказывала, как моей дочери долго и сложно пришлось с приучением к горшку (только в 2,4 стала сама проситься, без звуков и слов, беря меня за руку). 
  Причиной отставания в речевом развитии так же могут служить тяжело протекающие детские болезни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени. 
Наследственный фактор тоже может играть роль. Узнайте, не было ли в вашей семье случаев ЗЗР. Как выяснилось в моей семье были, - дядя  и двоюродный брат (по материнской и отцовской линиям).
 К кому же идти из врачей? С какого доктора начинать?
В моем случае, первый диагноз ЗЗР поставила невролог в 2 года (обратилась сама), делая примечание, что только к 3 годам можно будет утверждать о наличии ЗЗР. В 2,6 диагноз подтвердила логопед, уточнив диагноз алалия (моторная), делая тоже самое примечание, что и невролог. Врач оториноларинголог (в 2,6) дала направление на  обследование сурддологом оценки слуха с целью исключения проблем со слухом. В домашних условиях можно самому примитивно диагностировать выявить проблему со слухом, если ребенок не реагирует на шум, звуки, голоса. Но детям с ЗЗР необходима детальная диагностика, потому отправляют к сурдологу на обследование. В этом обследовании ничего страшного нет, процедура безболезненна, врач приборчиком послушает ушки, если слух нарушен, возможно ушки полечат, и ребёнок заговорит. 
 Так же вашему ребенку могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования (все после 3 лет).
Врачи детям с ЗЗР настоятельно рекомендуют читать соместтно как можно больше  книжек, комментируя рисунки, но не длинные рассказы, а коротенькие (побольше картинок). У нас очень хорошо получалось читать такие книжки перед сном, а днем у дочери желания почитать книги не возникало. Есть "Говорящий букварь" (разные есть).


Что делает логопед? Логопед ставит звуки. Логопед - не врач, логопед - педагог. Что я заметила, логопедические садики есть двух типов: в первых начинают заниматься с детьми с 3 лет; во вторых, начинают заниматься с детьми с 5 лет. В любом случае, логопеды ранее, чем с 3 лет не начинают заниматься с ребенком! Есть специалисты, которые утверждают, что в речь ребенка нельзя лезть до 5 лет. Может, именно этими подходами обусловлено описанное разделение садиков. Одна логопед мне объяснила, что в природе существует такое чудо, что именно к 3 годам ребенок ни с того ни с сего может заговорить. Моей дочери сейчас 2,11. Только две недели назад она стала формировать простые предложения и вопросы из двух-трех слов ("а где папа?", "а это кака" "Айда (так сестру называет) включи куклу (это планшет у нас)", "баба и мама", "Чичи (так называет младшую сестру) низя", "мама, ещё дай", "мама, а это?", "папа нет".  Почему-то все вопросы формирует со звука "а". Только сейчас у неё появилось повторять за мной слова, до этого она игнорировала практически всегда мою просьбу повторить.
Предлагаю для сравнения словарный запас своей дочери в 2,11: мама, папа, баба, дед, тетя, дядя, Чичи (младшая сестра),  Айда (старшая сестра), дай, отдай, на, банан, кука (кукла, планшет), сок, где, хорошо, ням-ням, низя, упа (упала), чай (любая жидкость), шла-шла (шоколад), чуп-чуп (чупа-чупс), нет, да, фе (фу), пись-пись, кака, пиет (привет), все, куда еще, ща (сейчас), Вова, джа (летающее насекомое), так, там, ура, не бу (не буду), не хо (не хочу), сег (снег).
Дочь различает цвета, если я о чем-то спрашиваю, например, где солнышко или, где носик, ротик, она показывает пальчиком. Она знает, как "говорит" коровка, котик, собачка, курочка, петушок, цыплята, волк, лошадка, комарик, хрюшка, козочка, баранчик идр. зверюшки.
Может считать до трех, научила играя (выговаривает не четко), но может повторить или сказать сама себе, играя. 
Это при том, что до 2,6 года она говорила только слово "мама" и "ай", "ой" (другие возгласы).
Она смотрит мультики, понимая их (смеется, грустит, боится во время просмотра). Смотрит и кино для детей, любит "Моя ужасная няня", "Моя ужасная няня 2", "Правила игры" и др.
Вообще, дочка умеет так объяснить, что и слов не нужно.  Я считаю, что наши с ней групповые занятия (внутри семьи) последнее время дают результаты. Возможно, с проблемой мы справимся сами, возможно, с помощью специалистов. Усложняет процесс развития речи отсутствие 5 зубов во рту. У нас была инфекция, пришлось удалить под общим наркозом. Об этом всем напишу в статье о вреде бутылочек. Через месяц мы пойдем к логопеду и я вернусь к этой статье.
В тоже время, для сравнения, словарный (!) запас моей младшей дочери, ей 1,3, практически одинаков. В остальном развитии и навыках разница между ними соответствует возрасту.
Родителям интересно узнать прогноз логопеда относительно развития речи их малыша в дальнейшем. Но это сложно. Детей с ЗЗР делят на две категории: одни, занимаясь специалистом, могут быстрыми темпами догнать и перегнать своих сверстников в речевом развитии, другие даже в ходе систематических занятий, продолжающихся не один месяц и даже год, не могут полностью преодолеть свою речевую недостаточность в дошкольном возрасте, у них могут возникать проблемы с обучением в школе.
Прочитала как-то историю, что  одна воспитатель садика, детей своей группы, которые плохо говорили учила матерным словам ("крепким словцом"), заметив, что дети очень хорошо повторяют, что ненужно, считая, что так она помогает ребенку простимулировать ЗРР.
  Заметила по своей дочери, а позже и прочитала, дети с ЗЗР любят,  чтобы с ними говорили очень эмоционально (при падении приговаривать "бабах-бабах", когда в туалет просится, я веду приговаривая "бежком-бежком", когда купаться идем "купци-купци" и т.д.). Им нравятся активные игры со звуковым сопровождением, жестикулированием  (укушу-укушу ам-ам-ам и за ушки, ручки, ножки пощипать-потеребить). Так же старайтесь эмоционально проговаривать ребенку с ЗЗР все, что вы делаете дома: моете ли посуду, гладите, собираетесь на прогулку. Как буд-то разговариваете сами с собой, обязательно пойте песенки разные, желательно с протяжными звуками и показом действий. Эффект не сразу, просто стараться чаще так играть с малышом.
Специалисты рекомендуют пальчиковые игры-потешки. Родители рассказывают и показывают пальчиками простой стишок. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-белобока», которая кашу варила и деток кормила. Для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные.
А своей на пальчики еще от конструктора такие детальки одевала и она ими меня пугала:
А еще мы прихватками силиконовыми играем. Я одеваю их на руки и разговариваю, а потом ловлю деток за пальчики, ручки, ножки, приговаривая: "сейчас укушу пальчик, ой какая вкусненькая ручка (ножка), ням-ням-ням". Даже 7-летней интересно играть в эту игру)
 Стараемся побольше рисовать. Сначала были совсем какималяки, а теперь вот такие картинки:
 Много игр, в которые мы играем описаны в статье "Чем занять ребенка в годик?"
http://easymother.blogspot.com/2014/11/blog-post_14.html
Я считаю, если проанализировать игры, "полезные" детям с ЗРР, методика Монтессори очень актуальна, потому что направлена на преодоление задержки речевого развития.



 Старайтесь развивать мелкую моторику. Я, например, давала дочери крупы и разные мелкие макароны после 2,5 лет. Она очень любила долгое время пересыпать их, перебирать. Ещё у нас большая коллекция игрушек с киндерсюрпризов (ещё  я начала собирать в детстве). Даю играть ЛЕГО. С удовольствием строит домики. С 2,10 активно играет деревянными кубиками и фигурками. Строит одноцветные башни и домики. Очень полезна лепка. Сначала дочь из теста лепила, теперь уже и обычным пластилином лепит. Чем ещё занять ребенка с ЗРР? Мозаика, шнуровка, сортеры, рамки Никитина и Монтессори...
Не успокаивайте себя примером Эйнштейна, который до четырёх лет молчал и Менделеева, у которого была тройка по химии, занимайтесь со своим ребенком, и ваши старания принесут вам плоды! Это не та проблема (после 3 лет особенно), которая решится сама собой с возрастом. Но в тоже время не паникуйте, а упорно занимайтесь. Очень важно верить в своего ребенка, ведь дети очень чувствительны к нашим эмоциям и мыслям. Нужно понять и запомнить, что кроме нас наши дети никому не нужны. Мы, родители, должны следить и бить тревогу в поисках истины по любым проблемам своего чада. А от врачей часто слышишь "А где вы раньше были мамаша? Сами раньше о своём ребенке не беспокоились, а от нас чего хотите?" Занимайтесь детьми, не стесняйтесь и поднимайте всех на уши если вам это понадобится! Пусть вас сочтут глупой мамой, нежели вы что-то для себя не уясните!
 Теперь о садиках. В в специализированные логопедические садики дети попадают (на Украине, в частности Киев), после медкомиссии, которая проходит в апреле и сентябре. Пройти такую комиссию можно, когда вашему ребенку исполнится 3 года.
 моя статья "Комиссия в логопедический садик" http://easymother.blogspot.com/2015/05/3_12.html

 Когда дочке исполнилось 3 годика, мы пошли на консультацию логопеда. Специалист быстро нашла подход! Каким же было для меня удивлением, когда логопед разговорила мою дочь прямо на консультации! Наша Соня сказала слово "коза" и "маши" (машина) и я увидела, что потенциально она может сказать еще много-много слов, если найти к ней ключик. Диагноз: общая задержка развития речи. Логопед порекомендовала нам  позаниматься по "Альбому по развитию речи" в течение трех месяцев самим, а потом прийти снова на консультацию. Еще дала советы:
1) рассказывать все максимально эмоционально, максимум мимики.
2) спрашивая "кто это" после ответа "ав" не спрашивать следующее, а говорить, "это не ав, это собака, а говорит она ав".
Насчет логопедического садика логопед сказала следующее: "С трех лет туда попадают дети, которые "мычат", а ваша уже и слова говорит, с ней до лет 4 позаниматься и в обычный садик можно". Но! Как узнала я спустя пол года после этой консультации, так отсеивают деток, дабы уменьшить конкурс в этот садик. Желающих много... К сожалению, это очередная огромная проблема в нашей стране! Сколько лет должно пройти, чтобы все изменилось? Когда вы в 4 года придете на комиссию, да даже к тому же логопеду в поликлинике, и ваш ребенок не говорит, скорее вы услышите вопрос: "Мамочка, а почему вы не пришли на год раньше?". Меня своим резюме отчасти сбила с цели попасть в логопедический садик логопед, но нашелся человек (репетитор старшей дочери), которая вернула меня к цели. Она сказала:" А вы попробуйте пройти. Попробуйте попасть. Пойдите. Отказаться всегда сможете. За год обучения в таком садике дочь моей знакомой из "молчуньи" превратилась в "говорунью"".

В скором времени я купила Альбом по развитию речи (продается на книжных раскладках, стоит копейки), а вместе с ним я еще купила логопедическую азбуку.


                  
 Итак, мы начали наши занятия по альбому. Книга понравилась Соне, с удовольствием рассматривала картинки, которые озвучивала я. Но, когда дело доходило до заданий возле картинок, дочь отказывалась их слушать и сразу переворачивала страницу. Занимаясь по альбому, можно усложнить задание (если не хочет отвечать на задания автора), можно таки образом: назвать тот предмет, который ребенок знает и правильно называет другим. Например, зонтик назвать коровой. Ребенок ответит, "нет, не корова, то зонтик" (или подобное, так отвечает моя дочь).
  По второй книге было рано еще заниматься: не хватало терпения.
Спустя три месяца, лексический запас слов дочери заметно увеличился. Она пытается говорить предложениями, которые, конечно больше всех понимаю я. Старшую сестру стала называть вместо Айда Кика (Вика), младшую вместо Чичи - Ксюся (Ксюша). Иногда она правильно выговаривает! И у меня возникло впечатление, что она ленится. Некоторые слова, особенно глаголы не говорит полностью, а только первый слог. В общем прогресс большой! Дочка может сказать, что ей болит, кто ее обидел, что случилось, что она хочет, и пусть, в большинстве случаев, её понимаем только мы с мужем, но понимаем!

 Обязательно прочитайте статью "Целиакия (непереносимость глютена)" http://easymother.blogspot.com/2017/03/blog-post.html

статья "Комиссия в логопедический садик" http://easymother.blogspot.com/2015/05/3_12.html

статья "Первый курс лечения в одном из киевских центров развития речи" http://easymother.blogspot.com/2015/07/blog-post_28.html
 
статья "Второй курс лечения в одном из киевских центров развития речи"
http://easymother.blogspot.com/2016/07/blog-post_28.html
Некоторые изображения взяты со страниц интернета, некоторые с личного архива.

Немає коментарів:

Дописати коментар