рассказать друзьям

понеділок, 17 листопада 2014 р.

Детский садик (адаптация)


Если вы спросите ребенка, собирающегося идти в садик, зачем он туда пойдет в скором времени, наверняка вы получите ответ "чтоб поиграть с другими детками". В принципе, так объясняют ему родители. Ребенок не знает и не понимает, что там есть свой режим, расписание занятий, свои правила поведения. Успешно влиться в коллектив  не так просто: ребенок должен научиться защищать себя, не обижать других, научиться отстаивать свое мнение, уважая правила первого социального учреждения, с которым он встречается.
Все эти обстоятельства потребуют времени для адаптации ребенка к новым условиям. Я считаю, период адаптации ребенка не зависит от возраста, скорее от от характера ребенка и воспитателей. Не каждый ребенок умеет договорится, не у всех есть навыки совместной игры, особенно, если ребенок единственный в семье, а так возникают конфликты. Да и воспитатели бывают разными.

Изменения с ребенком во время адаптации могут выразится в виде:
- нарушение сна;
- понижение аппетита;
- нежелании самообслуживания;
- заторможенность;
- гиперактивности.
В тоже время, когда адаптация заканчивается, все эти негативные сдвиги в детском организме проходят.



Самым первым обстоятельством, провоцирующим стресс у ребенка, служит отрыв от матери. Ребенок остается один на один с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. В садике нет мамы, нет её поддержки, ребенок испытывают чувство эмоциональной незащищенности - это психологический дискомфорт. Позже малыш начинает осознавать, что нужно самому приспосабливаться к этим новым условиям, правилам и требованиям, чтобы не стать изгоем в среди сверстников.
Когда в группах по 25-35 человек, одна воспитательница не в состоянии организовывать мирное решение всех конфликтов, возникающих между детьми при общении друг с другом. Можно увидеть картину, когда более напористые детки притесняют робких (отнимают игрушки, толкают, обижают другим образом). Кроме того, более общительные, но не сильные, учатся ябедничать и подлизываться ко взрослым, защищая свои интересы.
Потому можем наблюдать отказ ребенка от дальнейшего посещения сада, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Есть дети, которые первое время ходят в детский сад с удовольствием, но в скором времени, оказывается, рано радоваться. Слезы и истерики могут начаться через неделю или раньше, когда все новое станет знакомым.

Моя средняя дочь пошла в садик, когда ей исполнилось почти 3,9. Поначалу адаптация проходила успешно. Дочка уже очень хотела в садик, ждала 1 сентября, как большинство первоклассников. Вставать в 7 утра ей было в удовольствие после фразы "вставай, пойдем в садик". У неё была взаимная симпатия с педколлективом. В первый день в садике она расплакалась от того, что нужно идти домой, а она хотела поиграть с детками. На второй день я забрала её последней, слез не было. В то же время в ее группе были дети, которые и в 4 года плакали за мамами. В конце второй недели сказала: "Я не хочу идти в садик, дома с мамой лучше". На третей неделе со слезами просила не идти в садик. Заболела ОРЗ. Воспитатели были замечательные, они не могли отбить желание. Детей мало в группе (10), ходят не все, так что внимания должно хватать. Дочь объясняла причину так: "Супчик "бе", кашка "бе", садик "бе", мальчик Федя обижает. Еда у них вкусная на самом деле. Однажды я пришла в садик во время обеда. Моя дочь не хотела есть суп, я поняла почему, потому что там плавает морковь, отделить ее она не умеет еще. Дома, чтобы она ела и морковь, и лук, суп перемалываю до сих пор на блендере. Воспитатель предложила мне покормить дочку. Когда я отделила морковь, моя малышка стала есть супчик и съела все жидкое. К супчику были пирожки с куриным мясом, вкуснейшие! Но почему-то моя дочь отказывалась их есть. Мальчику Феди, который со слов дочери, обижает, воспитатели  делают  замечания, когда она жалуется и когда видят.  Но скорее у него к ней симпатия и он так её выражает. Воспитательница сказала, что Федя с первого дня ходит за Соней. Проблема с Федей ушла через месяца два, помогли диалоги с родителями мальчика, которые относились с пониманием к ситуации. Дети стали даже дружить. Потом появился еще обидчик. Новые диалоги... Что я скажу, диалоги помогают, особенно, если не сдаваться, и, вести до тех пор, пока проблема не разрешится. Желание идти в садик у средней дочери возобновилось в середине октября. Больше не было слез по утрам, когда я ее забирала, она гордо отвечала "мама, я не плакала в садике".
Моя младшая дочь пошла в садик в три года. Как и средняя, первые две недели ходила с удовольствием. Все дети (одногруппники) по утрам плакали, наша малышка с улыбкой целовала меня, и шла в группу. В первый день третьей недели, когда уже произошла адаптация трети-половины детей, у моей дочери начался процесс нежелания идти в садик. Свое нежелание идти объясняла тем, что ее обижает мальчик Артем. Было много бесед. Этот мальчик обижал абсолютно всех в группе, только наша Ксюша, со слов няни, давала ему и словесный отпор, и сдачу. Я сама беседовала с Артемом, объясняя, что нужно жить дружно и нельзя обижать других деток. С ним беседовали воспитатели. Но, увы, Артем не переставал обижать. В конце сентября дочка заболела. Болела больше месяца. Когда пришла после болезни, Артем перестал ее обижать, они даже начали играть вместе. Конфликт быд изчерпан. У дочери возобновлось желание хлдить в садик.

По мнению психологов, легче и быстрее адаптируются к детскому саду те дети, родители которых начинают готовить ребенка к посещению дошкольного учреждения заранее. Важно, чтобы переживания ребенка по поводу садика не совпали с какими-то не менее важными переживаниями в семье. В этом случае возможно будет нужна консультация с психологом, чтобы помочь ребенку.
Психологический настрой мамы, ее уверенность в том, что садик - это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть, поможет быстрее адаптироваться ее ребенку к детскому саду. Адаптация является условным этапом взросления, продолжая формирования ребенка как личности. Если мама изначально сомневается или боится, что ее ребенок будет все время болеть, его будут обижать воспитатели или другие дети, не дай Бог воспитатели не доглядят, не досмотрят, ребенку будет сложнее адаптироваться к детскому саду.
Во время адаптации ребенка к детскому саду родителям и близким, детям нужно дать больше своего внимания, проявить больше заботы, любви и ласки. Ребенок может после детского сада вести себя дома просто ужасно, устраивая по любому поводу капризы или истерики. Это происходит из-за того, что детский сад утомляет ребенка, требуя соблюдения дисциплины.  Вместе с тем, некоторые дети могут уставать от шума и беготни. А дома есть возможность расслабиться, есть возможность уединиться. Специалисты рекомендуют родителям и взрослым близким держать себя в руках, свести до минимума критику и наказание ребенка за плохое поведение. Чтобы поддержать своего ребенка в трудный период, родители должны ежедневно уделять внимание ребенку по вечерам и выходным, играя, рисуя или делая еще что-то вместе.
Нужно быть готовым к тому, что адаптация ребенка к детскому саду почти всегда сопровождается частыми болезнями. В большинстве случаев, особенно в первое время, пару дней в детском саду обращаются в 1-2 недели больничного для мамы. Следует понять и принять, любой коллектив - это источник вирусов и бактерий. У каждого члена коллектива свои специфичные микробы (полученные в семье), к которым у него выработался иммунитет. Происходит своеобразный обмен микробами, потому  первое время дети часто болеют. И все это происходит на фоне сниженного иммунитета, вызванного стрессом от правил и режима детского сада.
Кроме того, ситуацию усугубляют работающие мамы, не имеющие возможности часто брать больничные, когда отправляют своих кашляющих с соплями детей в детский сад или не долечив. Есть мнение, что не надо торопиться с выходом ребенка в детский сад после болезни, нужно дождаться, когда у него полностью пройдут сопли и кашель. С этим согласны не все и не у всех есть возможность соблюсти это условие.
Для того, чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, родителям необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Однажды мне моя старшая дочь сказала: "Мама, я так люблю болеть!" На мой вопрос "почему", услышала от неё, что я тогда больше о ней забочусь, разрешаю кушать в кровати, приношу еду на подносике, можно много отдыхать, долго смотреть  мультики. Поэтому  нужно стараться уделять внимания ребенку столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Нужно создать условия, чтобы болеть было скучно.
Правда или нет, но читала, что нежелание мамы выходить на работу по каким-либо причинам может подкреплять постоянные болезни ребенка. В связи с этим рекомендуют мамам отдавать в садик за полгода до выхода на работу, чтобы была возможность обеспечить ребенку постепенную адаптацию к детскому саду (отводить в группу на пару часов, постепенно увеличивая время пребывания в детском саду). Психологи рекомендуют мамам до обеда, пока их ребенок в садике, переделать все домашние дела , чтобы после садика посвятить время ребенку.

Хочу обратить ваше внимание еще на один нюанс.  Нужно быть готовым к тому, что в связи с тем, что в группе  обычного сада, собираются дети из разных семей по уровню благополучия, с разной степенью воспитанности и ваш ребенок может попасть под "дурное влияние" на какое-то время. Со временем, при условии, что все хорошо в семье, ваш ребенок потянется к себе подобным, он начнет отличать "хороших" и "плохих".
Вы представляете, сколько всего нового для себя открывает ребенок, а к этому нужно адаптироваться. Далеко не каждый взрослый легко вливается в новый коллектив, что уж говорить о ребенке.
А теперь о хорошем.

Позитивные стороны от посещения детского садика:
1. общение со сверстниками.  По мнению специалистов, примерно начиная с трех лет (особенно с четырех) ребенок нуждается в общении с другими детьми, поэтому родители обязательно должны предоставить ему эту возможность. Детский сад формирует навыки общения со сверстниками. Не забывайте, родители должны вести беседы с ребенком на тему "правильного" общения со сверстниками, разбирая дома возникшие конфликтные ситуации, детям будет проще влиться в коллектив. Общение со сверстниками в детском саду должно помочь ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений в будущем с одноклассниками. При необходимости, обращайтесь за помощью к воспитателям, с целью оказания вашему ребенку поддержки в трудные минуты в случае негативного опыта общения ребенка со сверстниками в детском саду;
2. прививание самостоятельности и дисциплины (в детском саду у ребенка появляется возможность проявить себя, у ребенка формируется самостоятельность: самому нужно убирать игрушки, кушать, ухаживать за собой, соблюдая определенные правила поведения);
3. соблюдение режима, что считается полезным для организма (есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время изо дня в день);
4. общение с воспитателями в детском саду должно помочь ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями;
5. получение знаний, необходимых для интеллектуального и физического развития: рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура.

Родители, а особенно, мамы, наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям от садика обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Нужно время, не спешите переводить ребенка в другую группу или другой садик, если, разумеется, нет веских причин (агрессивный воспитатель, плохие условия).
Адаптацию проходят все дети без исключения, у каждого ребенка, учитывая личный характер, среду в садике и настроение в семье, уходит разное время на адаптацию. В другом садике адаптацию придется проходить заново -  это двойной стресс для ребенка. Есть ли у вас 100% гарантия,  что в другом садике не будет проблем? Я считаю, не бывает такого садика, где все хорошо, все довольны. Если у вас есть вопросы, задавайте воспитателям, идите к психологам. Больше говорите с ребенком, что ему нравится, что расстраивает, кто обижает, кто защищает. Вы обязаны знать с кем дружит ваш ребенок, из какой семьи друг вашего ребенка.
 В то же время, психологи советуют при затяжной адаптации обязательно менять группу или переходить в другой детский сад, потому что к этому саду (группе) у ребенка формируется стойкий негатив. Перед переводом следует побыть какой-то период дома, чтобы ребенок немного отдохнул и подзабыл негатив.
Отстаивайте всегда права своего ребенка. Если воспитатели увидят в вас "слабинку", они могут ущемлять в правах вашего ребенка. Пример из жизни. Моя дочь не посещала садик долгое время по случаю болезни и по рекомендации врача, я дала ей еще время окрепнуть пару недель дома. В общей сложности, нас не было около 2 месяцев. Мы пришли и увидели, что наш шкафчик занят другим ребенком. Я подошла к воспитателю, на что она мне ответила, что дочери долго не было и шкаф отдали другому ребенку, поэтому нас "подселят" к кому-то другому в шкаф. Я не поддалась на это, сказала воспитательнице, что это шкафчик моей дочери и пусть того ребенка, чьи вещи в нашем шкафчике, подселяют к кому-то другому. Что вы думаете? На следующий день шкафчик был только наш) 

Немає коментарів:

Дописати коментар