рассказать друзьям

суботу, 5 вересня 2015 р.

Как накормить ребенка

Вопрос "как накормить ребенка" однажды стал актуален и для меня, когда очередное кормление вылилось в испытание на выносливость для меня и моего ребенка. До этого кормления все было хорошо, проблем возникало, ребенок ел с аппетитом, не выплевывая, послушно открывая ротик при виде наполненной ложечки. И вдруг личико отворачивается, ротик не открывается, а, если и удается в его что-то положить, в один миг все оказывается на полу, на стене, на мне или в любом другом случайном месте. "Что случилось? Что делать? Ладно, позже покормлю". - такое решение принимается после длительных попыток накормить. Но позже повторяется тоже самое. "Что такое? Что не так?" Начинается обзвон бабушек, опытных подружек, поиск советов в интернете. Наверно, возникает у каждой мамы.
Иногда у меня не получалось накормить ни по одному способу. И меня это тревожило, бывало сильно. Может, от того, что эта проблема волновала особенно бабушек, ведь для них, когда ребенок не ест, это самый страшный ужас. И вот однажды я перестала признаваться в этой проблеме бабушкам, дедушкам, да и всем, кто спрашивал меня, как едят мои дети. Я стала отвечать: "Все хорошо, нормально кушают". Проблема "не хочет есть" перестала для меня существовать. Я поняла для себя: ребенок должен хотеть есть. Мои многочисленные просьбы, уговоры и угрозы больше раздражают нас обоих, чем приносят пользы. Еда - естественная потребность, значит и кушать ребенок должен естественно, а не с условиями. Ребенок поест не три-пять раз в день, а один-два раза в день, но с удовольствием.  Для меня есть одно исключение, когда я все-таки заставляю поесть, применяя разные способы, - период лечения антибиотиками.
Все дети разные и аппетит у всех детей разный. Единицы измерения аппетита не существует. В силу темперамента ребенка энергии расходуется меньше, соответственно меньшее количество еды требуется для ее восполнения. На примере моих дочерей, разных по темпераменту,  предложу вашему вниманию три варианта: 
1. ест все, с интересом попробует все новое, если предложат или сама увидит на столе;
2. перебирает в еде, но тоже не откажется от чего-то новенького;
3.мало того, что перебирает, так и редко что новое съест: посмотрит, иногда еще понюхает, если не подойдет, а в большинстве случаев ей не подойдет, откажется.
 
В то же время хочу обратить ваше внимание в той статье, на то, что отсутствие аппетита может обусловливаться психологическими, физиологическими причинами или проблемами со здоровьем, например:
- адаптация к новым условиям, смена коллектива (садик, школа);
-  повышенная нервная возбудимость (во время еды выделяется мало слюны, дети с трудом едят плотную пищу (овощи без подливки, котлеты, запеканки); 
 -  недостаточная физическая активность;
 - прорезывание зубов (десны в это время чувствительны к раздражению);
-  паразитарные и глистных инвазии – лямблиоз, энтеробиоз, аскаридоз и др.
- нарушение самочувствия (при острых заболеваниях с повышением температуры, при инфекциях и отравлениях);
-  воспаление слизистой оболочки рта (стоматит), гингивит, молочница, травмы слизистой или больной (-ые) зуб (-ы);
-  патологические изменения со стороны желудочнокишечного тракта (начиная от самых верхних и заканчивая нижними отделами);
-  эрозивноязвенные заболевания пищевода (эзофагиты), желудка (гастриты) и двенадцатиперстной кишки (дуодениты).
 Поэтому, если вас беспокоит длительный сниженный аппетит вашего ребенка, поиск ответа на ваш вопрос, стоит начать с кабинета педиатра. Выяснив особенности питания, врач оценит:
1. общее состояние ребенка;
2. соответствие роста и веса возрасту;
3. активность ребенка.
При подозрении на возможное (-ые) заболевание (-я) врач может назначить ребенку обследование в виде общего анализа крови, анализа кала на яйца глист и цисты лямблий, УЗИ органов брюшной полости, или же направить на обследование к узким специалистам – гастроэнтерологу, неврологу, эндокринологу или психологу. Иногда, если есть показания, врач назначает средства для возбуждения аппетита на основе трав; средства, активирующие метаболизм; средства для коррекции питания (витамины, препараты железа) или лечебное питание (лечебные смеси).
Диетологи рекомендуют соблюдать режим кормления (каждые3,5-4 ч), убрать все перекусы, кроме обычной воды, не сажать малыша за стол сразу после активных игр. Я заметила, что самый большой аппетит, как правило после длительной прогулки.

А теперь хочу поделиться все-таки с вами способами "как накормить ребенка" (все же иногда бывает такая необходимость),  к которым прибегла в процессе "нужно накормить" (разные для разных возрастов):
1. Песни, стихи и рассказы в ярком исполнении кормящего. Моя старшая дочь открывала ротик на песню "Расскажи, Снегурочка, где была..."
2. Игры, если у вас рядом есть помощник, который готов разыграть интересную сценку с помощью игрушек (братик, сестричка, папа, дедушка, бабушка). Нам помогал папа или старшая сестричка;
3. Предоставление ребенку возможности самостоятельно поесть, при этом кормя его параллельно из рядом стоящей тарелки;
4. Общесемейные трапезы (если отсутствуют) без телевизора, со временем они становятся традицией, довольно приятной. Позвольте ребенку выбрать свое место за столом, определите ему его посуду (купите вместе с ним ее в супермаркете).
5. Мультики
Одна из дочерей хорошо ела под мультик "Лунтик и его друзья", но не под все серии, а под серии про пиявку и про жабу Клаву, другая любила есть под саундтрек к Микки Маусу или под выпуски про животных "Умный ребенок представляет".
Опасность метода - ребенок не контролирует количество потребляемой пищи (возможно набрать лишний вес),  не тщательное пережевывание и глотание большими кусками (плхое пищеварение может спровоцировать проблемы с ЖКТ).
6. Позвольте им есть из детской посудки. Моим дочкам нравится самим насыпать себе из детской сковородки в детскую посудку. У меня для этой забавы на кухне организован целый уголок для того.
7. Попросите помочь вам приготовить. Дети любят есть то, что приготовили сами, потому я иногда приглашаю их помочь мне приготовить. 



Мой вывод: если у вашего ребенка нет проблем со здоровьем, отпустите ситуацию. Еда - естественная потребность, невозможно молча умереть с голоду. Ребенок если хочет кушать, он поест.  Больше активных игр и свежего воздуха. Если же проблема сниженного аппетита окажется надуманной заботливыми родственниками,  успокойте их. 

Изображения взяты из личного архива и со страниц Интернета.

Немає коментарів:

Дописати коментар