рассказать друзьям

четвер, 7 травня 2015 р.

Плохая оценка в школе

Я, думаю, вопрос "что делать, когда ребенок принесет (или принес) плохую оценку" возникал у каждого родителя. Пробежавшись по форумам, нашла такие варианты моделей поведения мам в таких ситуациях:
1.  расстраиваюсь;
2. узнаю причину;
Если у учителя ПМС (не поставила точку над буквой "і", отступила 2 клеточки, а не 3), то говорю ребенку, чтоб не расстраивался, а был внимательнее, это не так уж проблематично. Если же ребенок получил по незнанию темы,  упорно занимаемся.
3. немного побурчу для профилактики, но без фанатизма;
4. ругаю;
5. подбадриваю, мол, ты такой умный, можешь учится вообще отлично;
6. упорно начинаем учить то, из-за чего плохая оценка;
7. успокаиваю себя, мол, оценки не являются показателем интеллекта ребенка;
8. ничего не делаю, потому что не считаю, что надо срочно зубрить предмет, по которому плохая оценка. Все это в дальнейшей жизни не пригодится все равно.
 9. ничего не делаю, уверена, важно здоровье, а не оценки;
10. после книги "Бедный папа, богатый папа" мысли по поводу оценок с головы выбросила, учится в удовольствие, а не ради оценок;
11. ничего не делаю, считаю, если ругать, то можно отбить охоту к учёбе совершенно;
12. отношусь очень спокойно, мне мои золотая медаль и красный диплом счастья не принесли;
13. нанимаю репетитора, если есть необходимость;
14. зависит, по какому предмету плохая оценка;
15. ругать точно не буду;
16. радуюсь. 
Так отвечали некоторые мамы отличников, мол,  при "синдроме отличницы" плохая оценка снимает корону.
 Вариантов множество. Варианты мной вышеперечисленные - наиболее часто встречаемые.
 Приведу один пример, взяла с интернета (2 класс)
Вот так, на ровном месте "6", по-старому - "3". Такой учитель считает (из объяснений мамы), что он просто требовательный,  занижает оценки с целью заставить ребенка учиться лучше. А справедливо ли по математике оценивать письмо? 
У моей старшей дочери в первом классе была строго оценивающая учительница. Благо, оценки в 1 классе не ставят, только "словесно" - "старайся, "пиши лучше", "грязно" и т.п. Проблема была в том, что учительница считала, что дети начальной школы должны писать чернильными ручками. Дочери очень сложно давалось письмо чернилами. Ситуацию усугублял тот факт, что у учителя была традиция высмеивать тех, кто плохо написал, у кого помарки и восхвалять идеально написавших. В один день моя дочь попросила не вести ее в школу. На вопрос, почему, услышала ответ, что над ней будут смеяться дети, потому что учительница скажет, что она плохо пишет, что у неё помарки в тетрадях. В то утро я отвела дочь в школу и поговорила с учителем по этому поводу. (Важный момент, ребенок не должен участвовать при такого рода разговоре). Я объяснила, что для моего ребенка это психологическая травма, она очень переживает, что мы были у психолога и у нас занижена самооценка, что хочется жить в мире и дружбе. Больше учительница не высмеивала мою дочь. Позже прочитала,  вербальная оценка учителя играет большую роль, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе. Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами (так поступает наш второй учитель). У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений. Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся является «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости».
В нашем случае, учительница имела огромный опыт преподавания. Но! После первой четверти от неё начали уходить ученики. Потом после первого семестра. И, наконец, первого класса (в другие классы и школы). Я считаю, как и многие другие мамы, очевидно, столкнувшиеся с подобной ситуацией,если подобные ситуации возникают периодично, нужно менять учителя или школу. Глупо отбивать тягу, а потом заставлять учиться.
Новая учительница моей дочери вообще не обращала внимания на почерк, если не критично. Оценивая математику, она оценивала правильность  решений, письмо - грамотность и т.д. Спасибо ей огромное! Мне в душе очень радостно, ведь я знаю, насколько важен этот момент моей дочери. Сейчас мой ребенок счастлив, дочь не боится идти в школу, довольна учебой и старается по всем дисциплинам!
 Мне слово "оценка" вообще не нравится! Мне больше по душе слово "отметка". С точки зрения педагокики:
оценка — выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы) (источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%28%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%29 );
отметкарезультат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом (источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0_%28%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%29 ).
В своей статье, хочу упомянуть Шалву Александровича Амонашвили - разработчика оригинальной концепции гуманной педагогики, которая ориентирована ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Именно Ш. А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки. Ученый выдвинул следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции».

Я считаю, ругать ребенка не стоит, если он принес плохую оценку. Нужно разобраться в причине! Если ребенок ребенок что-то не знает, нужно объяснить, позаниматься, подбодрить, сказав, что он способен на самую лучшую оценку, если постарается. Если есть финансовая возможность, нанять репетитора. Кому-то раз в неделю достаточно,кому-то - чаще. Моя старшая дочь, например, раз в неделю занимается. Если Вы считаете, что не справедлив учитель, поговорите с учителем. Если учитель слишком строг, разговоры не налаживают "позитивный контакт с ребенком" - поменяйте учителя или школу. Не нужно этого бояться! Ваша задача - помочь ребенку, ведь на его успешность не только в школе, но и в жизни, я считаю, влияют не оценки, а учителя, особенно начальных классов. Именно они, вместе с родителями, учат летать или обрезают крылья. Занизить самооценку можно мгновенно, а вот на ее поднятие могут уйти годы.

Мои статьи
"Во сколько лет отдать ребенка в школу и как учиться в 1 классе" http://easymother.blogspot.com/2014/11/1.html

"Мальчик обижает (садик, начальная школа)" http://easymother.blogspot.com/2015/03/blog-post_17.html

"Собеседование в 1 класс" http://easymother.blogspot.com/2015/05/1.html

Немає коментарів:

Дописати коментар